Коллекция оригинальных печатных форм Варвары Бубновой, переданная Институту её учеником А. Н. Лозовым, стала основой для масштабного исследовательского проекта. В настоящее время ведётся комплексная реставрация авторских матриц, обеспечивающая их сохранность для будущего изучения. Особое внимание уделяется научной атрибуции произведений, отсутствующих в музейных каталогах.

Важным этапом проекта мы видим печать ограниченного тиража произведений с оригинальных форм. Этот процесс не только сохраняет наследие выдающейся художницы, но и возвращает в научный оборот значимые произведения, демонстрирующие альтернативные пути развития искусства прошлого столетия. Мы стремимся вернуть в поле художественного сознания значительный пласт культурного наследия, который прежде оставался на периферии искусствоведческих исследований.
Варвара Бубнова — художница уникальной судьбы, которой удалось органично соединить в своем творчестве две мощные художественные традиции: русский авангард и японское искусство.

Свой путь в искусстве Бубнова начала в России, где с головой окунулась в бурную авангардную жизнь. Она выставлялась с Малевичем и Татлиным в «Союзе молодежи», работала рядом с Кандинским и Родченко в Инхуке. Но её интересовало не только новаторское искусство — увлекшись древнерусской миниатюрой, она проявила свою характерную основательность: окончила Археологический институт в Петербурге и устроилась в Отдел рукописей Исторического музея, где организовала первую в стране выставку древнерусской миниатюры (1918).

В 1922 году Бубнова отправилась в Японию навестить сестру — и осталась там на 36 лет. Здесь развернулся её многогранный талант: она поступила в токийское художественное училище, где разработала революционный метод автолитографии на цинке, оказавший значительное влияние на развитие японской печатной графики. Также Варвара Дмитриевна преподавала русский язык в университете Васэда, и её уроки литературы воспитали целые поколения японских русистов. Она создала иллюстрации к японским изданиям Пушкина и Гоголя, которые до сих пор считаются эталонными.
Однако японский период не был безоблачным. После «путча молодых офицеров» в 1936 году Бубнову и её мужа объявили нежелательными иностранцами и взяли под полицейский надзор. Во время войны их токийский дом был разрушен бомбежкой, погибли многие работы и литографии. Несмотря на эти испытания, Бубнова провела в Японии шесть персональных выставок и была удостоена ордена Драгоценной короны за вклад в культурный обмен между странами.

Вернувшись в СССР в 1958 году, Бубнова поселилась в Сухуми, где сразу включилась в местную художественную жизнь. Она стала активным участником выставок Союза художников Абхазии, а в 1979 году переехала в Ленинград, где продолжала работать до самой смерти в 1983 году.

В январе 2024 года пожар в Абхазской государственной картинной галерее привел к трагической утрате — в огне погибла значительная часть работ Бубновой из ее коллекции.

Варвара Дмитриевна прожила жизнь, поражающую своей творческой энергией и целеустремленностью. Её способность глубоко погружаться в разные художественные традиции — от древнерусской миниатюры до японской литографии — и создавать на их основе собственный уникальный язык, говорит о невероятном трудолюбии и открытости новому. Даже пройдя через тяжёлые утраты, её наследие сохранило свою силу. Оставаясь одним из самых цельных и глубоких в искусстве XX века, оно продолжает вдохновлять и служить мостом между культурами.
Варвара Дмитриевна Бубнова
Проектная работа
Варвара Дмитриевна Бубнова
17.05.1886 — 18.03.1983
Работы автора