Юрий Злотников по праву считается одним из важных представителей послевоенного беспредметного искусства и классиком отечественного неоавангарда. Его художественное образование, начавшееся в Московской средней художественной школе, было необычайно разносторонним: параллельно он занимался в скульптурной студии при музее А. С. Голубкиной, а решающее влияние на формирование его вкуса оказала среда дома Фаворских-Ефимовых и мастерская Владимира Фаворского. Разнообразен и профессиональный путь Злотникова: от работы стажером-декоратором в Большом театре до многолетней должности главного художника-дизайнера павильона «Наука» на ВДНХ. Синтез художественной практики и глубокого увлечения точными науками, лекциями по кибернетике и математике в МГУ, привел его к созданию собственного пластического языка.
Наиболее радикальным творческим и теоретическим прорывом художника стала «Сигнальная система», разработанная в 1956−57 годах. Этот новаторский проект, представлявший собой фундаментальное сближение научной и художественной парадигм, включал разработанные вместе с психологами эксперименты по изучению восприятия визуальных сигналов. В 1958 году на основе «Сигнальной системы» Юрий Савельевич организовал Всесоюзную выставку электросварки в павильоне «Механизация и электрофикация сельского хозяйства». Параллельно с этим Злотников активно работал в сфере книжной иллюстрации (1955 — 1970), руководил детской изостудией (1961−1979), сотрудничал с мастерской эстампа комбината графических искусств МОСХ (1974 — 1989). С 1974 года член Союза художников СССР. Его многогранная практика всегда была подчинена глубокому исследовательскому подходу. В 1990—2000-е годы он продолжал свои пластические и теоретические изыскания в сериях «Пространственная комбинаторика» и «Полифония», оставаясь верным себе как независимый исследователь формы.
Юрий Савельевич Злотников
Злотников Юрий Савельевич